Эффективность бизнеса во многом предопределяет качество и масштаб рекламной кампании, проводимой с целью демонстрации продукции или предоставляемых услуг.
В числе обязательной атрибутики торгово-развлекательных центров, салонов красоты, магазинов и других коммерческих заведений присутствует наружная реклама. К ее созданию привлекают маркетологов и дизайнеров, львиную долю внимания уделяя внешнему оформлению: цветовому решению, наличию подсветки, стилю гарнитуры и прочему.
Но, без знаний административно-правового регулирования вопроса размещения наружной рекламы, предприниматель неизбежно столкнется с проблемами, влекущими штрафные санкции.
Что такое «наружная реклама»?
Далеко не каждое визуализированное указание на магазин или заведение сферы услуг подходит под определение «наружной рекламы». К таким конструкциям не относятся вывески, установка которых прописана, например, в статье 9 Закона «О защите прав потребителей».
Задача вывесок заключается в том, чтобы отображать информацию об адресе объекта, поставить указатели, рассказать о режиме работы.
Стандартная вывеска не содержит данные:
- о ценах;
- о распродажах;
- об акционных предложениях;
- о товарах и услугах.
Следуя Федеральному закону, размещение вывесок, в том числе в виде мобильных штендеров, не требует процедуры согласования. За исключением разрешения от комиссии по благоустройству конкретного города, например, Москвы или Санкт-Петербурга.
В отличие от вывесок, наружная реклама содержит дополнительную информацию (цены, сведения об акциях и остальные данные, которые предоставляет заведение). Ее размещение регулируется:
- Федеральным законом «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. (с изменениями, вступившими в силу 20.10.2019 г.);
- нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Как получить разрешение на установку наружной рекламы?
Законом запрещается установка наружных рекламных конструкций на дорожных знаках. Допустимо размещение на жилых домах, нежилом фонде, земле. При этом, процесс предполагает соблюдение определенных норм и требований. В частности, нужно получить:
- письменное согласие владельца земельного участка или недвижимости, на котором будет установлено рекламное сообщение;
- в случае, если земельный участок не имеет собственника и принадлежит государству или муниципалитету, в соответствии с ФЗ-193, 264 проводится аукцион на право аренды указанной площади;
- согласие всех собственников жилых помещений, если речь идет о монтаже конструкции на крыше или фасаде многоквартирного строения.
Касательно последнего пункта следует организовать общее собрание жильцов по вопросам, затрагивающим:
- установку наружной рекламы;
- условия размещения (денежное вознаграждение, полный или частичный ремонт здания);
- избрание лица из числа собственников помещения, которое будет заключать договор с рекламодателем от имени всех жильцов дома.
Для реализации проекта требуется не менее ⅔ голосов по каждому вопросу, вынесенному на повестку дня.
Сбор документов
Договор на размещение наружных рекламных конструкций заключается на 5-10 лет. Подписание договора регламентировано ФЗ-38, 98, 193 и 228.
После получение согласия собственника земли и жилья нужно:
- написать заявление в органы местного самоуправления (к заявлению прикладывается протокол общего заседания жильцов или согласие собственника, согласно со ст. 19 Федерального закона «О рекламе»);
- обратиться в местную администрацию, чтобы комитет по благоустройству города вместе с архитектурным бюро ознакомились с проектом (законом данные функции возлагаются на администрацию, однако заявитель имеет право сделать это самостоятельно);
- оплатить фиксированную пошлину в соответствии со ст. 333.33 (105) НК РФ (сумма пошлины составляет 5 тысяч рублей).
К обязательному пакету документов прилагаются сведения о характере рекламного сообщения, размерах конструкции, технических параметрах, дизайне, расцветке.
Законодательством не закреплено то, в каком виде будет предоставлена эта информация. Поэтому подойдут варианты:
- эскизного проекта, содержащего данные о характере крепления и материалах конструкции;
- распечатанной карты территории с пометкой места расположения рекламного сообщения.
Заявитель может получить отказ:
- из-за нарушения регламентируемых норм в отношении проекта конструкции;
- из-за несоответствия схемы расположения;
- из-за нарушения норм безопасности дорожного движения;
- из-за других факторов с объяснением причины отказа.
Штрафы за нарушения и незаконное размещение рекламных конструкций
При выявленных нарушениях технического регламента на рекламодателя накладывается штраф по ст. 14.37 КоАП. Сумма штрафа составляет:
- для физлиц — 1-1,5 тыс. рублей;
- для руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей — 3-5 тыс. рублей;
- для юрлиц — 0,5-1 млн. рублей.
Кроме того, владелец обязан за личные средства демонтировать конструкцию в течение 1 месяца с момента получения соответствующего предписания.
Органом, контролирующим соблюдение законодательства в сфере рекламы, является антимонопольная служба (ФАС), которая имеет право признать недействительным разрешение, ранее выданное местной администрацией.
Написать комментарий